Регистрация прав на недвижимое имущество регулируется специальным органом, а именно Государственной регистрационной службой Украины (сокращенно Укргосреестр). В то же время Укргосреестр проводит лишь общее руководство процессом регистрации, а саму регистрацию проводят специальные органы регистрации прав и нотариусы. Учет самих прав на недвижимость ведется в цифровом виде и в специально-созданном государственном реестре.
Непосредственно для регистрации права владения на недвижимость именно в регистрационную службу нужно обращаться при нижеперечисленных обстоятельствах :
- если право на владение наступило до 1 января 2013 года, а регистрация самого права в подразделениях БТИ не была совершена;
- когда есть необходимость зарегистрировать право владения на имущество, которое установлено по решению суда;
- когда была проведена полная реконструкция объекта недвижимости или он был заново отстроен.
Регистрации прав на недвижимое имущество нотариусами проводится только в тех случаях, когда сделка о переходе права собственности произошла уже после того, как была изменена законодательная база в этой сфере, а именно после первого января 2013 года. К таким сделкам относятся договора дарения. Покупки и продажи, в случаях, когда проходит реализация права на наследство.
Если же право на недвижимое имущество наступило до указанной выше даты, и оно не было соответствующе оформлено в тех же подразделениях БТИ, то уже необходимо обратиться в органы государственной регистрации прав. Для регистрации права следует представить следующие документы :
- заявление, соответствующее определенной форме;
- документ, согласно которому подтверждается право на недвижимое имущество и его копия. Это могут быть такие документы, как договор дарения или о купле-продаже, свидетельство о праве на наследство и прочие документы, которые перечислены в нормативно-правовых документах;
- копия паспортного документа и справки о присвоении идентификационного номера лица, которое подает заявление;
- если в органы обращается законный представитель правообладателя, то также нужно представить документ, что подтверждает эти полномочия. Это может быть доверенность, заверенная у нотариуса, для родителей – свидетельство о рождении ребенка, документы об опеке и так далее. Также требуется предоставить копию документа о наличии соответствующих полномочий, заверенную у нотариуса, паспортного документа и справки о присвоении идентификационного номера законного представителя;
- квитанцию об уплате установленной государственной пошлины;
- квитанцию об уплате за выдачу Извлечения.
Согласно последним изменениям в нормативно-правовой базе единственным документом, который подтверждает право на недвижимость, является Извлечение из Государственного реестра прав.