Голливудские боевики и комедии с многомиллионным бюджетом приносят большие прибыли, ведь их смотрит огромное количество зрителей по всему миру, чтобы расслабиться, отдохнуть или получить острые ощущения. Альтернативой коммерческому развлекательному кино традиционно считается авторское кино и артхаус, неизменно занимающие призовые места на различных кинофестивалях. Что же они представляют собой? Об артхаусе и об авторском кино часто говорят как о синонимах. Хотя у них есть общее, все же они несколько различаются в своих определениях.
Согласно теории авторское кино смотреть онлайн, зародившейся в середине XX века во Франции, авторским является тот фильм, который от начала и до конца создан режиссером, то есть автором фильма (в отличие от фильмов продюсерских). Такие режиссеры имеют свой собственный уникальный стиль, их фильмы узнаваемы.
Понятие «артхаус», от английского «art house» («дом искусств») возникло в 1940-х годах в США. Изначально так назывались кинотеатры, где показывали классические довоенные, местные независимые и иностранные киноленты. Однако четкого определения артхауса нет и существует несколько точек зрения на то, что можно отнести к артхаусу.
Традиционно сложилось мнение об артхаусном кино как о кино интеллектуальном, не для всех. Подразумевается, что понять его могут не многие, а избранный круг людей. Идея о том, что кино делится на серьезное и развлекательное не нова. Она появилась еще в самом начале истории кинематографа – в 20-х - 30-х годах ХХ века.
К артхаусу часто причисляют европейское кино, не способное конкурировать с многомиллионной индустрией Голливуда, который неизменно доминирует в прокате. Наметилась тенденция причислять к артхаусу любое малобюджетное кино, не подпадающее под мейнстрим. Хотя это вряд ли верно. Более правильно называть такие фильмы независимыми.
Основы «авторской теории» кино заложили критики французского журнала «Cahier du Cinema». Сам термин «авторское кино» впервые был сформулирован и раскрыт на страницах этого издания в 1954 году кинокритиком и будущим режиссёром Франсуа Трюффо. Он был одобрен его французскими коллегами, а вскоре - поддержан в Германии. Так, постепенно это понятие было признано и негласно утверждено мировым кинематографическим сообществом. Позже исследователи кинематографа официально ввели его в киноведение. Среди других распространённых сегодня наименований, синонимов понятия «авторское кино» - термины «Арт-синема» (Art Cinema) и «Арт-хаус» (Art house). Они появились ранее в разных регионах мира (первый - в Европе, второй - в Америке), но употреблялись применительно к тому кино, которое впоследствии Трюффо определил как авторское, точно отразив его концептуальность. Возникновение теории авторства в кино связано с теоретическим осмыслением зародившейся во Франции в 1950-х годах так называемой «Новой волны» кинокритиками журнала «Cahier du Cinema». Причина кроется в том, что представители этого течения выработали свой, уникальный, характеризующий их художественный кино-стиль, «почерк», который прослеживается во всех их картинах. Это тысячи картин разных жанров с ярко выраженными авторским взглядом и авторской манерой повествования режиссёра. Так, М. Антониони показал в своих фильмах одиночество человека, который не может понять других людей, как бы он этого ни хотел. Его называли «поэтом отчуждения». Герои его фильмов всегда пытаются пробиться к смыслу того, что видят в этой жизни, но их всегда ждёт неудача. Есть тайна, которая так и останется тайной, и люди, которые будут пытаться понять, что происходит, или бежать любой ценой от этого понимания. Антониони показывает зрителю суету своих героев словно издалека, не сочувствуя и не заставляя зрителя при помощи монтажа проникаться жалостью и сочувствием. В результате составляющие режиссёрского стиля - визуальный стиль, предпочитаемые темы, сюжеты, актёрские типажи, жанровые элементы кинокритики начали комплексно анализировать как способы выражения авторской точки зрения.